Пояснительная записка
Направленность программы по содержанию является учебно – познавательной, художественно–эстетической, общекультурной. В работе кружка определены два направления: литературная и драматическая.
Возраст школьников: 5-11классы.
Форма организации: кружковая
Время реализации: долгосрочная
Новизна программы состоит в том, что она направлена на углублённое изучение теории литературы, развитие речевой и сценической культуры школьников, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, обучающиеся учатся проводить анализ лирических произведений.
Отличительной особенностью данной программы является содержательный аспект. На занятиях кружка «Найдал» учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические знания по литературе, заниматься продуктивной творческой деятельностью (сочинение произведений разных жанров); исследовательской деятельностью (участие в школьных, муниципальных, региональных, областных творческих конкурсах). В структуру программы входят 2 образовательных блока: теория и практика. Учащиеся получают возможность не только усваивать теоретические знания, но и создавать авторские проекты и модели (басни, сказки, стихи, рассказы, эссе).
В работе кружка широко используются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, театральное искусство, изобразительное искусство и технология);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театрально-художественной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Образовательная программа кружка разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, занятия, встречи)
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов творческих литературных конкурсов)
- средствах обучения.
Цель программы: погружение в мир художественной культуры и театрального искусства, пробуждение у школьников интереса к родному языку, развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с теорией литературы и элементами сценической грамоты;
- совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту;
- развивать их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;
- помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формы и методы работы.
Формы занятий: групповая и индивидуальная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекции, практикумы, экскурсии в музей, конкурсы, посещения библиотеки.
По дидактической цели: занятия по углублению знаний, практические занятия.
Режим занятий: по программе предусмотрено 1час в неделю.
При необходимости группа разбивается на подгруппы или проводятся индивидуальные занятия.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. В кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие творческих способностей через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;
- развитие интереса к литературе, театру и родному языку через изучение лучших образов художественной литературы и искусства;
- создание условий для самореализации через выступления на конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ;
- издание сборника творческих работ членов кружка.
Формы подведения итогов:
- выступления на школьных праздниках;
- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
- инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра;
- выступление на муниципальных, международных конкурсах «Юный Будамшуу».
- Список литературы.
- Лодон Линховоин «Лодон багшын дэбтэрһээ».
- Е. Эткинд «Разговор о стихах».
- Е.К. Плоткина «Веселые школьные праздники». Москва, 2007г
- А.С. серебряков «Эстетический идеал современной бурятской литературы». Улан-Удэ, 1980г.
- Н.В. Краснов «Беседы по искусству».Ленинград, 1989г.
Учебный план
№ | Тема | Всего часов | В том числе: | Контроль | |
Теория | Практика | ||||
1.
2. 3. 4. 5.
6.
7.
8. 9. 10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. |
План работы на год
Роды литературы. Эпос. Драма. Лирика Лирические жанры. Изобразительные средства языка. Размер. Ритм и рифма. Способы рифмовки. Эпитет. Метафора. Олицетворение Практическое занятие Встреча с поэтами округа. . Вводное занятие. театр, актер, зритель Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. драма, комедия, трагедия, водевиль Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. осветитель, гример, костюмер, сценарист Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» этюд Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения персонажа на сцене. жест, мимика Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли — внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Монолог. Отработка монологов сценария. Подготовка литературно-музыкальной композиции ко Дню ПОБЕДЫ Подготовка к конкурсу.
Творческий отчет кружковцев.
|
1ч
|
2ч 2ч 1ч 2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
3ч
2ч
2ч
1ч
1ч
|
2ч 2ч
2ч
2ч
2ч 2ч
2ч
3ч
3ч
3ч
3ч
4ч
2ч |
1.Конкурс чтецов «Агамни, шамдаа!» -2ч 2.Выступление учащихся на празднике «День учителя» -1ч 3.Выступление учащихся на празднике «День Матери» — 1ч
4.Конкурс «Эдир Будамшуу» — 2ч 5.Фестиваль «Сказки народов мира» -2ч 6.Олимпиада – 3ч 7.Выступление на родительском собрании -1ч 8.Литературно-музыкальная композиция «Сэрэгшэдтэ – Алдар Соло!» — 1ч
2ч |
Календарный учебный план
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1.
2.
3.
4.
|
Сентябрь
Октябрь
11, 18,
25 Ноябрь 14,
21, 28
Декабрь 5, 12, 19, 26 Январь 16, 23,30 Февраль 6, 13, 20, 27 Март 5, 12.19 Апрель 2, 9, 16, 23, 30 Май 7, 14,21 |
5
12
19
26 4 |
16 -17
16 -18
16 -18
|
Беседа
Лекция
Защита проектов Открытое занятие |
1ч
2ч
2ч
3ч
4ч
3ч
3ч
2ч.
2ч.
1ч.
2ч
3ч.
4ч
5ч
3ч.
4ч
3ч
5ч.
2ч 2ч. |
План работы на год Роды литературы. Эпос.
Драма.
Лирика Лирические жанры.
Изобразительные средства языка. Размер. Ритм и рифма. Способы рифмовки.
Эпитет. Метафора. Олицетворнеие. Практическое занятие Встреча с поэтами округа.
. Вводное занятие. театр, актер, зритель
Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. драма, комедия, трагедия, водевиль Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. осветитель, гример, костюмер, сценарист
Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» этюд Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения персонажа на сцене. жест, мимика Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения персонажа на сцене. жест, мимика Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли — внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Монолог. Отработка монологов сценария Подготовка литературно-музыкальной композиции ко Дню ПОБЕДЫ Подготовка к конкурсу. Творческий отчет кружковцев
.
|
кабинет |
Тест
тестирование |